Устройство дорожно-тропиночной сети
Устройство дорожно–тропичночной сети предусматривает взаимосвязанную организацию покрытий, по которым будут двигаться люди или техника. Технология устройства дорожек зависит от выбранного материала и оказываемых нагрузок на поверхность.
Общая технология устройства дорожек:
- Разбивка участка. С помощью колышков и шпагата намечаются контуры будущей дорожки.
- Копка траншеи. Внутри намеченных границ снимается верхний слой почвы глубиной 20-40 см (в зависимости от выбранного поверхностного материала и эксплуатационных нагрузок) с соблюдением продольных и поперечных уклонов.
- Устройство основания. На дно траншеи слоем 10-15 см укладывается щебень и трамбуется, затем сыпется песок слоем 5-7 см, проливается и трамбуется. Сверху ложится смесь или раствор 2-7 см.
- Укладка поверхностного материала. Производится с учетом выбранного материала, но в основном поверхность трамбуется, швы заполняются песком, смесью или цементным раствором, после чего готовая дорожка промывается.
В качестве основания, на которое будет укладываться поверхностей материал, может быть использована готовая сухая смесь (толщиной 3 см) или цемент с песком (соотношением 1:4 толщиной 2 см). Однако цементный раствор стоит использовать при укладке материла на бетонное основание (отмостка, парковка для машин и т. д.). При этом толщина бетона для пешеходных зон составляет около 5 см, а для более серьезных нагрузок – не менее 7 см. Также следует учитывать, что раствору необходимо схватиться в течении нескольких часов, а ходить по такой поверхности можно будет не ранее чем через три дня.
Материал для строительства дорожек:
- Тротуарная плитка. Применяется при традиционной планировке, имеет различную окраску, фактуру, форму и толщину, предусматривает установку бордюра.
- Натуральный или искусственный камень (брусчатка, песчаник, сланец, известняк и т.д.). Швы заполняются травой, цементным раствором или щебнем, придает участку богатый природный вид.
- Бутовый камень. Камни диаметром более 2,5 см, укладываемые в песок, не очень удобен при ходьбе, т.к. имеет неровную поверхность.
- Дерево, кора. Используется в основном для устройства троп, требует постоянного ухода, укладывается на геотекстиль.
- Гравий – небольшие по размерам камешки различных цветов, фактур и форм (галька, мраморная крошка и т.п.). Гравийные дорожки являются самым бюджетным вариантом, который весьма долговечен и прост в изготовлении:
- вырывается траншея глубиной около 15 см;
- на уплотненное дно высыпается слой крупного гравия, смешанного с глиной толщиной около 10 см, который проливается и уплотняется несколько раз;
- насыпается следующий слой мелкого гравия толщиной 5 см, опять трамбуется и проливается водой для усадки. Гравийная дорожка может быть различной высоты и очертания, но при устройстве над уровнем земли стоит предусмотреть укрепление контуров во избежание рассыпания материала. Гравием легко подчеркнуть геометрию извилистых рельефных форм.
При устройстве дорожек и троп из гравия и древесных материалов следует учитывать условия их расположения, т.к. убирать опавший лист или скошенную траву весьма сложно.
При строительстве любых дорожек важным условием является поперечный уклон, который предотвращает застой воды на поверхности. 1 см на 1 м – такой уклон обеспечивает стекание талых вод и отсутствие луж от дождей.